Наверное, мало кто догадывается, что привычный
персонаж рождественских празднеств Санта Клаус не какой-то
мифический образ: родной брат гномов и кузен домовых, а реально
существовавшая личность.Правда, звали его несколько иначе, да и жил
он не в холодной Лапландии, а в теплой Малой Азии.
Звали его Николай, родился он в малоазийском городе
Миры Ликийские, на территории нынешней Турции, около 245 года, а
окончил свой земной путь примерно в 334 году, 6 декабря. Он не был
ни мучеником, ни монахом, ни известным церковным писателем. А был он
простым епископом. Поэтому не стоит удивляться, что нам не удается
найти упоминания об этом пастыре, сделанные еще при его жизни или же вскоре после его смерти. Не те
были времена. Самое древнее упоминание его имени мы находим в
"Похвале", написанной константинопольским патриархом Проклом на
переломе IV и V столетий.
Федор Чтец, живший столетием позже, включает
епископа Мир Ликийских Николая в список участников Первого
Вселенского Собора, проходившего в 325 году в Никее, на котором был
разработан первый вариант Символа Веры, называемого ныне
Никео-Константинопольским. Евстратий Константинопольский, живший во
второй половине VI века, повествует о том, как святитель Николай
выступил в роли защитника трех несправедливо приговоренных к смерти
византийских чиновников. Вот, вроде бы, и все.
Как обычно и бывает, недостаток информации
дополнили благочестивые народные легенды, появлявшиеся на протяжении
веков. Из них мы узнаем о том, что святой Николай помогал бедным и
несчастным, незаметно по ночам подбрасывая в башмачки, оставленные у
дверей, золотые монетки, и кладя в окна пирожки.
Кстати, примерно в 960 году будущий епископ
Регинольд написал первое музыкальное произведение о святом Николае
чудотворце, где предложил новый вариант перевода: вместо слова
"innocentes" (невинные) применительно к трем жителям Мир,
несправедливо приговоренным к смерти, он употребил "pueri" (дети). В
связи с тем, что средневековый мюзикл о святом епископе имел
неимоверный успех, зародилась традиция почитания святого Николая,
как покровителя детей. Впрочем, еще до этого своим небесным
заступником его избрали моряки, заключенные, пекари и купцы.
Но вернемся в VI век, именно тогда появляется житие
монаха по имени Николай, настоятеля монастыря Святого Сиона и
епископа Пинарского, чье почитание наслоилось затем на почитание
мирликийского епископа, в итоге некоторые эпизоды из жизни
епископа-монаха стали приписываться и нашему святому. Ну а первым
установленным биографом святого Николая Мир Ликийского является
Михаил Архимандрит, который написал, так называемое "каноническое
житие" в VIII, в котором собрал воедино все существовавшие на бумаге
и в устных сказаниях сведения о святом епископе.
Но как бы там ни было с нашими историческими
изысканиями, почитание святого Николая очень быстро распространилось
по всему христианскому миру, как на Востоке, так и на Западе. Ему
посвящались многочисленные церкви, его просили о молитве, уповая на
исцеления и помощь от Господа при его молитвенной поддержке и
заступничестве.
А когда 1087 году нашествие турок сокрушило
византийскую империю и греки сбежали из Мир, 62 отважных итальянских
моряка "выкрали" из захваченного мусульманами города мощи святого
Николая и тем самым спасли почитаемую всеми христианами святыню от
надругательства. Мощи были привезены в город Бари, находящийся на
юге Италии, в Апулии. Все жители этой провинции, как католики, так и
православные насельники монастырей, подчиненных константинопольскому
патриархату, торжественно праздновали 9 мая день перенесения мощей.
В Бари была построена величественная Базилика, в
которую поместили раку с мощами святого епископа. В этот,
малопримечательный доселе, город потянулись паломники со всех
европейских стран. Даже захватчики, сменявшие друг друга, от
норманов до свевов, почитали святость Никольского храма,
предоставляя ему всяческую защиту и попечение. Даже когда в 1156
году Бари захватил Вильгельм Лютый, сравнявший город с землей, не
пощадивший ни домов, ни церквей, базилика святого Николая осталась
стоять нетронутая среди дымившихся руин.
Еще один интересный момент, связанный с
перенесением мощей святого Николая. В 1088 году Папа Урбан II
официально установил литургическое празднование этого события на 9
мая. На византийском востоке этот праздник не приняли, но, не смотря
на это, на Руси он получил широкое распространение и сохранился до
сих пор, называемый в народе "Миколой - летним".
Кстати, на Руси святой Николай является одним из
самых почитаемых святых. В какой-то степени это произошло из-за
совмещения в народной религиозности Николая Чудотворца с образом
языческого божества Волоса, с которым боролся бог-громовежец. С тех
пор в крестьянской мифологии Николай прочно ассоциируется с добрым,
помогающим людям персонажем. Причем народы, общавшиеся с русскими,
называли даже Николая "русским богом".
Впрочем, позже языческие мотивы исчезли, но доброе
и беззаветное почитание этого святого осталось. Например, в XVI-XVII
веках русские избегали давать детям имя Николай из-за особого
благоговения, а непочитание Чудотворца воспринималось, не более и не
менее, как признак ереси. Для русских православных христиан Николай
стал самым "демократичным" святым, самым доступным, скорым и
непреложным помощником.
Лучше всего отношение к этому святому показывает
одна из бесчисленных русских легенд. Путешествуя по земле, Никола и
Касьян (святой Кассиан Римский) увидели крестьянина, хлопочущего
около своей телеги, глубоко увязшей в грязи. Касьян, боясь запачкать
свои белоснежные ризы и боясь предстать пред Богом в неподобающем
виде, помочь бедняге не пожелал, а вот Никола без рассуждений взялся
за дело. Когда телегу удалось вытащить, то помощник оказался по уши
измазанным грязью, да ко всему прочему и его праздничные ризы сильно
разодрались. Вскоре оба святые предстали пред престолом Всевышнего.
Узнав, почему Никола так грязен, а Касьян чист, Господь дал первому
вместо одного два праздника в году (9 мая и 6 декабря), а Касьяну
уменьшил до одного в четыре года (29 февраля).
Для русских христиан Николай Чудотворец всегда был
одновременно величественным епископом и простым, добрым святым и
скорым помощником.
Но все же, каким образом святой Николай превратился
в Санта Клауса и стал прочно ассоциироваться с рождественскими
праздниками? Чтобы разобраться с этим, нам необходимо вновь
перенестись на христианский Запад.
Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе
стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку
6 декабря, в день памяти святого Николая, который, как помним,
благодаря своеобразному мюзиклу стал на Западе почитаться как
покровитель детей.
Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы
германского города. В домах на ночь стали, вспоминая древние
легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для
того, чтобы Николаю было куда положить свои подарки, которые со
временем уже заметно переросли рамки булочек и фруктов, хотя без них
и до сих пор порой не обходится.
Стоит отметить, что день памяти святого приходится
на рождественский пост (Адвент), когда все с нетерпением ждут
Радостного праздника Воплощения Предвечного Слова и начала Нового
года. Видимо в связи с этим мирликийский епископ, заходящий по ночам
в дома, приносит послушным детям подарки, а шалунам розги, напоминая тем самым о
необходимости хорошего поведения. Поэтому ребятня задолго до
праздника старается не проказить, а родители старательно при каждом
удобном случае напоминают о розгах, которые вполне можно получить в
презент на 6 декабря. Однако нередко, вместе с подарком все же дарят
розги, либо веточки, но небольшие и завернутые в фольгу, либо
покрашенные в золотую или серебряную краску.
В некоторых странах святой епископ не прячется и
приходит в дома не по ночам, а днем в день своей памяти в полном
литургическом облачении и не один, а с ангелом и чертенком. Глава
этой необычной компании расспрашивает юных обитателей дома о
поведении, причем ангелок и чертенок выступают в роли соответственно
адвоката и прокурора, а затем по результатам своеобразного следствия
вручается (или же нет) подарок.
Реформация, возникшая в XVI веке, благодаря
выступлению Мартина Лютера, исключила из литургии новых Церквей
почитание святых. Вместе с их культом исчез и праздник святого
Николая. Но если легко искоренить, что бы то ни было, на бумаге, то
бороться с народными традициями более, чем сложно. Поэтому в так
называемых, католических, странах до сих пор остался праздник
святого Николая, радостно отмечаемый 6 декабря, а в протестантских
странах епископ-чудотворец преобразился в несколько иной персонаж,
но который по-прежнему приносит дары и радость детям.
В Северную Америку, которая сыграла важную роль в
истории рождественского чудотворца,
святой Николай попал из Голандии. 1626 году несколько голландских
кораблей, возглавляемые фрегатом "Goede Vrove" на носу которого
стояла фигура святого Николая прибыла в Новый свет. Искатели счастья
купили у индейцев землю за 24$ и назвали поселок Новым Амстердамом
(теперь эта деревушка именуется Нью-Йорком). Голландцы перенесли
фигурку святого с корабля на главную площадь.
Да вот незадача, говорили-то новые обитатели новой
земли не по-английски, а по-своему. И фраза "святой Николай" звучала
как "Синтер Класс", затем, со временем, имя нашего персонажа
преобразилось в "Санта Класс", а чуть позже в "Санта Клаус". Так и
стали именовать в Америке того забавного персонажа, который перед
Рождеством разносит по домам подарки. Но Новый свет он потому и
новый, чтобы все увидеть по-новому.
История преображений святого Николая, простите,
Санта Клауса, на этом не заканчивается.
Важным этапом в перевоплощении стала поэма "Приход
святого Николая", написанная Клементом Кларком Муром и
опубликованная перед рождественскими праздниками 1822 года. В
двадцати четверостишьях рассказывалось о том, как накануне Рождества
малыш встретился со святым, принесшим ему подарки.
В этом стихотворном произведении почтенный святой
начисто был лишен ореола серьезности и строгости. У американского
стихотворца Санта Клаус был изображен как жизнерадостный, веселый
эльф-жизнелюб с круглым брюшком и с трубкой во рту, из которой он
непрестанно выпускал белоснежные клубы ароматного табачного дыма. В
результате этой неожиданной метаморфозы Санта Клаус как раз и
потерял митру вместе с другими епископскими облачениями и пересел на
упряжку оленей.
Американизированный образ Санта Клауса был детально
разработан иллюстратором Томасом Настом в журнале "Harper's" в
1860-1880 годах. Наст добавил такие атрибуты, как северный полюс и
список хороших и плохих детей.
Лишенного нимба христианского святого одевали во
всевозможные разноцветные полушубки, пока в 1931 году известная
фирма Coca Cola не начала своей новой рекламной кампании, главным
персонажем которой был избран Санта Клаус. Художник Хаддон Сандблом
нарисовал добродушного белобородого старичка, одетого в красно-белые
одежды с бутылкой газированного напитка в руках. Так и появился на
свет всем нам знакомый современный образ Санта Клауса. В 1939 году
появился Рудольф - девятый олень с большим блестящим красным носом.
Таким образом, Санта Клаус - толстый веселый
старичок, который разносит подарки, стал неотъемлемой частью
празднования Рождества по всему миру. У него обязательно белая
борода, красная курточка, штаны и шапка с белой меховой оторочкой.
Он разъезжает на запряженных северными оленями санях, наполненных
доверху подарками. Он проникает в дома через дымоход и оставляет
подарки под елкой или в специальном носочке, но только послушным
детям.
В Англии его называют Father Christmas, что
переводится, как Батюшка Рождество.
Русский Дед Мороз не имеет никакого отношения к
Святому Николаю. Дед Мороз - это обрядовый фольклорный персонаж,
который живет в лесу. Его жена - Зима. И господствуют они на земле с
ноября по март месяц. Иногда в очень старых сказках его зовут Дедом
Трескуном, иногда Морозкой. Хотя взбалмошный Морозко это, скорее
всего, Дед Мороз в юности.
Ближайший родственник Деда Мороза живет в Лапландии
и называется он Йолупукки. Долгое время считалось (а многие и сейчас
так считают), что Йолупукки и есть настоящий Дед Мороз. Может, это оттого, что финское правительство давно возвело
его в культовый ранг, сделали рекламу, выстроили дом на горе
Корватунтури, придумали почтовый адрес и объявили этот адрес по
всему миру.
Как бы то ни было, но финский Йолупукки получает
самое большое количество писем от детей и взрослых со всех
континентов. Каждый год в полдень 24 декабря он приезжает на
северных оленях в сопровождении своих юных помощников тоннту
(мальчики и девочки в красных колпачках и красных комбинезончиках) в
Турку - самый старый город Финляндии. Здесь с городской ратуши
провозглашается Рождественский мир.
Благодаря рекламе и американской настойчивости
красно-белый Санта Клаус постепенно вытесняет английского Отца
Рождества, французского Рождественского Деда, финского Йолопукки и
даже нашего Деда Мороза.
Мало того, предприимчивые турки, поставившие в
городе Демре (древних Мирах) поставили памятник святителю Николаю,
но на постаменте стоит не мудрый епископ, участник никейского Собора
и защитник бедных, а бравый бородач в балахоне с капюшоном и
огромным мешком на плечах. Это жизнь...
Впрочем, это, по всей видимости, не последняя
модификация образа. Как известно, Израиль является государством со
строгими религиозными нравами и официально Рождество там не празднуется. И если посетить
рождественское богослужение на родине Христа вам никто не возбранит,
то с приобретением милых рождественских открыток и прочих
праздничных аксессуаров возикнут большие проблемы.
Однако фантазия человеческая безгранична. И вот на
израильских прилавках постепенно стали появляться открытки, пока еще
без праздничных поздравлений, но уже с Санта Клаусом, на голове у
которого вместо красного колпака иудейская кипа. То ли еще будет!
А если говорить более серьезно, то, пожалуй, не
стоит ломать себе голову над вопросом, кто же постучится в вашу
дверь в преддверии Рождества: святой Николай, Санта Клаус,
Рождественский дед, Йолопукки или же Дед Мороз. Главное, чтобы
вместе с подарками он принес радость и улыбки. А еще лучше, чтобы
счастье и так было в ваших домах! А о том как его зовут, в конце
концов, его можно и самого
спросить.
Джерело: www.ladyfromrussia.com/ |